Изамбард Кингдом Брунель
(Isambard Kingdom
Brunel)
Именуемый некоторыми "Леонардо да Винчи XIX века" родился 9-го
апреля 1806-го года в Бристоле, в семье известного инженера Марка
Изамбара Брюнеля
- француза, вынужденного из-за своих монархических
взглядов в 1793-м году эмигрировать в Северо-Американские Соединённые
Штаты, где он подвизался в качестве архитектора и инженера строителя
(кстати его проэкт выиграл конкурс на застройку новой столицы -
Вашингтона, но воплощен, увы, не был - по экономическим соображениям),
дослужившись в итоге до поста главного инженера Нью-Йорка.
В 1799-ом году Марк Брюнель отправился в Британию, где занялся
производством усовершенствованных блоков и шкивов собственной
конструкции для британского военного флота.
Изамбард Кингдом
Брунель с ранних лет шел по стопам своего отца: в колледже он проявлял
незаурядные успехи в математике; а после прошел выучку у известного
мастера-часовщика и изготовителя точных измерительных приборов Абрахама
Луи Бреге (Abraham Louis Breguet)
Тем временем у Брунеля-отца начались не лучшие времена: в 1814
году сгорели его лесопилки в Лондоне; партнеры по бизнесу... скажем,
оказались не весьма чистоплотны в финансовых делах; а в 1815 году, после
окончательной победы над Наполеоном, прекратились и правительственные
военные заказы. Дело дошло до того, что обанкротившегося Брунеля
пришлось выкупать из тюрьмы за 5000 фунтов.
Тем не менее Марк
Брюнель приближался к высшей точке своей карьеры, а его сын Изамбар - к
впечатляющему её началу.
Первая
попытка - неудачная - соединить северный и южный берега Темзы тоннелем
была предпринята инженером Ральфом Доддом в 1799 году.
В 1805-1809
годах воспоследовала следующая попытка, названная проектом "Темза Арчуэй"
("Thames Archway") - почти в том же месте, где в последствии возник
тоннель Брюнеля; из запланированных 366-ти метров шахтёрами было прорыто
305 метров... хотя никто так и не понял зачем - ширина туннеля колебалась
в пределах 60-80-ти сантиметров при высоте в 1,5 метра.
Обезкураженные
этими попытками инженеры признали постройку туннеля под Темзой
невозможной. Правда не все.
Марка Изамбара Брюнеля сей вывод совершенно
не устраивал. И в 1814-м году он предлагает Александру I построить туннель
под Невой (в Скт.-Петербурге, разумеется), но прект был отклонён - мосты
казались куда надёжнее.
В январе 1818 года Марк Брунель и Томас
Кохрейн(?) (Thomas Cochrane) патентуют туннельный щит
изготовленный в последствии (так же как и паровые насосы
для откачки воды) фирмой Maudslay, Sons & Field.
В 1823 году
Брунель заканчивает чертежи туннеля.
В 1824-м году была образована Thames Tunnel Company
(кстати, в числе инвесторов проекта значился герцог Веллингтон) и в
феврале 1825 года были начаты строительные работы.
Башня с насосом, которую вы видите справа весит около
1000 тонн; она была построена на земле и грунт из под неё выбирался в
ручную, пока она не осела на нужную глубину.
В 1826 году заболел
управляющий строительством инженер Уильям Армстронг, и его место занял
двадцатилетний Изамбар Кингдом Брунель.
Работа продвигалась всего на
3-4 метра в неделю, и руководство Thames Tunnel Company, дабы хоть как-то
компенсировать затраты, решило пускать в туннель любопытных, жаждущих
всего за один шиллинг лицезреть чудо-стройку. Идея оказалась удачной, в
день набиралось 600-800 посетителей.
18 мая 1827 годавода прорвалась в
туннель. Брунелю-младшему пришлось спускаться на дно Темзы в водолазном
колоколе; провал в итоге был забит мешками с глиной, вода
откачана;
а дабы убедить общественность в безопасности дальнейших
работ в туннеле был проведён банкет.
12 января 1828-го года вода вновь хлынула в туннель, при
этом Изамбар Брунель едва не утонул, а шестеро рабочих погибли. Вскоре
после этого проект из-за нехватки средств был приостановлен; работы
замерли на целых семь лет - пока Брунель-отец не нашел новых инвесторов (в
числе коих оказалось и государство, выдавшее из казны заём в 247000
фунтов).
В феврале 1836-го года работы были возобновлены. В ноябре
1841-го года, преодолев многочисленные наводнения, пожары, утечки
сероводорода и метана рабочие увидели свет на противоположном берегу
Темзы.
В течении 1841-42 годов были завершены внутренние и отделочные
работы, туннель был оборудован винтовыми лестницами и газовым
освещением.
И, наконец, 25 марта 1843 года, туннель (тогда ещё
только пешеходный) был открыт. В первый день через него прошло около 15-ти
тысяч человек.
Несмотря на звание "восьмого чуда света" предприятие
оказалось не особо выгодным - строительство обошлось в огромную по тем
временам сумму: 634000 фунтов стерлингов.
В сентябре 1865 туннель
приобрела одна из железнодорожных компаний, 7 декабря 1869 года через него
прошел первый поезд.
В 1884-м году входы в туннель переоборудованы в ж-д
станции Wapping и Rotherhithe; в 1948 году сооружение включено в
систему лондонского метро.
Слева сверху арка в "оригинальном" состоянии на середину
1990-х, справа отреставрированная.
На том месте, где начиналось строительство туннеля ныне
находится музей Брунеля.
Длина туннеля 396 метров, ширина - 11
метров, высота - 6 метров.
Последнее обновление: 06.04.08 г.