Московский государственный строительный университет

Московский государственный строительный университет

Изамбард Кингдом Брунель

(Isambard Kingdom Brunel)


Именуемый некоторыми "Леонардо да Винчи XIX века" родился 9-го апреля 1806-го года в Бристоле, в семье известного инженера Марка Изамбара Брюнеля


  - француза, вынужденного из-за своих монархических взглядов в 1793-м году эмигрировать в Северо-Американские Соединённые Штаты, где он подвизался в качестве архитектора и инженера строителя (кстати его проэкт выиграл конкурс на застройку новой столицы - Вашингтона, но воплощен, увы, не был - по экономическим соображениям), дослужившись в итоге до поста главного инженера Нью-Йорка.
В 1799-ом году Марк Брюнель отправился в Британию, где занялся производством усовершенствованных блоков и шкивов собственной конструкции для британского военного флота.
Изамбард Кингдом Брунель с ранних лет шел по стопам своего отца: в колледже он проявлял незаурядные успехи в математике; а после прошел выучку у известного мастера-часовщика и изготовителя точных измерительных приборов Абрахама Луи Бреге (Abraham Louis Breguet)


Тем временем у Брунеля-отца начались не лучшие времена: в 1814 году сгорели его лесопилки в Лондоне; партнеры по бизнесу... скажем, оказались не весьма чистоплотны в финансовых делах; а в 1815 году, после окончательной победы над Наполеоном, прекратились и правительственные военные заказы. Дело дошло до того, что обанкротившегося Брунеля пришлось выкупать из тюрьмы за 5000 фунтов.
Тем не менее Марк Брюнель приближался к высшей точке своей карьеры, а его сын Изамбар - к впечатляющему её началу.
 


Туннель под Темзой.


Первая попытка - неудачная - соединить северный и южный берега Темзы тоннелем была предпринята инженером Ральфом Доддом в 1799 году.
В 1805-1809 годах воспоследовала следующая попытка, названная проектом "Темза Арчуэй" ("Thames Archway") - почти в том же месте, где в последствии возник тоннель Брюнеля; из запланированных 366-ти метров шахтёрами было прорыто 305 метров... хотя никто так и не понял зачем - ширина туннеля колебалась в пределах 60-80-ти сантиметров при высоте в 1,5 метра.
Обезкураженные этими попытками инженеры признали постройку туннеля под Темзой невозможной. Правда не все.
Марка Изамбара Брюнеля сей вывод совершенно не устраивал. И в 1814-м году он предлагает Александру I построить туннель под Невой (в Скт.-Петербурге, разумеется), но прект был отклонён - мосты казались куда надёжнее.
В январе 1818 года Марк Брунель и Томас Кохрейн(?) (Thomas Cochrane) патентуют туннельный щит





изготовленный в последствии (так же как и паровые насосы для откачки воды) фирмой Maudslay, Sons & Field.
В 1823 году Брунель заканчивает чертежи туннеля.








В 1824-м году была образована Thames Tunnel Company (кстати, в числе инвесторов проекта значился герцог Веллингтон) и в феврале 1825 года были начаты строительные работы.





Башня с насосом, которую вы видите справа весит около 1000 тонн; она была построена на земле и грунт из под неё выбирался в ручную, пока она не осела на нужную глубину.

В 1826 году заболел управляющий строительством инженер Уильям Армстронг, и его место занял двадцатилетний Изамбар Кингдом Брунель.
Работа продвигалась всего на 3-4 метра в неделю, и руководство Thames Tunnel Company, дабы хоть как-то компенсировать затраты, решило пускать в туннель любопытных, жаждущих всего за один шиллинг лицезреть чудо-стройку. Идея оказалась удачной, в день набиралось 600-800 посетителей.
18 мая 1827 годавода прорвалась в туннель. Брунелю-младшему пришлось спускаться на дно Темзы в водолазном колоколе; провал в итоге был забит мешками с глиной, вода откачана;



а дабы убедить общественность в безопасности дальнейших работ в туннеле был проведён банкет.



12 января 1828-го года вода вновь хлынула в туннель, при этом Изамбар Брунель едва не утонул, а шестеро рабочих погибли. Вскоре после этого проект из-за нехватки средств был приостановлен; работы замерли на целых семь лет - пока Брунель-отец не нашел новых инвесторов (в числе коих оказалось и государство, выдавшее из казны заём в 247000 фунтов).
В феврале 1836-го года работы были возобновлены. В ноябре 1841-го года, преодолев многочисленные наводнения, пожары, утечки сероводорода и метана рабочие увидели свет на противоположном берегу Темзы.
В течении 1841-42 годов были завершены внутренние и отделочные работы, туннель был оборудован винтовыми лестницами и газовым освещением.



И, наконец, 25 марта 1843 года, туннель (тогда ещё только пешеходный) был открыт. В первый день через него прошло около 15-ти тысяч человек.





Несмотря на звание "восьмого чуда света" предприятие оказалось не особо выгодным - строительство обошлось в огромную по тем временам сумму: 634000 фунтов стерлингов.
В сентябре 1865 туннель приобрела одна из железнодорожных компаний, 7 декабря 1869 года через него прошел первый поезд.



В 1884-м году входы в туннель переоборудованы в ж-д станции  Wapping и Rotherhithe; в 1948 году сооружение включено в систему лондонского метро.




Слева сверху арка в "оригинальном" состоянии на середину 1990-х, справа отреставрированная.


На том месте, где начиналось строительство туннеля ныне находится музей Брунеля.

Длина туннеля 396 метров, ширина - 11 метров, высота - 6 метров.



Назад на главную

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования offsite.ru Рейтинг-каталог строительных ресурсов Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Строительные ВУЗ-ы, e.t.z

Последнее обновление: 06.04.08 г.